Судовые двигатели серии ДПМ
Назначение
• Двигатели постоянного тока ДПМ11-ДПМ52, всего 9 основных типоразмеров, с пристроенными электромагнитными дисковыми тормозами типа ТДП (или без тормозов) предназначены для работы в приводах различных судовых механизмов.
• Двигатели характеризуются большими перегрузочными моментами, малым временем разгона, большой допустимой частотой включений, широким диапазоном регулирования скорости и высокой механической прочностью,возможна работа при качке с наклоном до 45° и периодом 314с и длительных наклонах до 15° в любую сторону, работа при периодическом обливании морской водой и др. Класс защиты по электробезопасности 01, ГОСТ 12.2.007.0-75.
• Климатическое исполнение и категория размещения ОМ1 - для судов неограниченного района плавания и эксплуатации на открытом воздухе.
• Двигатели ДПМ12 - ДПМ41 имеют высокую степень унификации соответствующим краново-металлургическим двигателям Д12 - Д41 (см. раздел 1.1).
Классификация
Двигатели серии ДПМ подразделяются:
По частоте вращения:
- 9 типов тихоходного исполнения: ДПМ11, ДПМ12, ДПМ21, ДПМ22, ДПМ31, ДПМ32, ДПМ41, ДПМ42, ДПМ52
- 9 типов быстроходного исполнения: ДПМ11, ДПМ12, ДПМ21, ДПМ22, ДПМ31, ДПМ32, ДПМ41, ДПМ42, ДПМ52
По способу возбуждения:
- параллельное
- параллельное со стабилизирующей обмоткой
- смешанное
По форме исполнения и расположению вала:
- со станиной на лапах, с горизонтальным валом, с одним или двумя концами вала (форма исполнения IM1001, IM1002, IM1003, IM1004 - ДПМ11ДПМ52)
- со станиной на лапах, с пристроенным дисковым тормозом (форма исполнения IM1001, IM1003 -ДПМ11ДПМ52)
- фланцевые на лапах, с горизонтальным валом, с одним или двумя концами вала (форма исполнения IM2001, IM2002, IM2003, IM2004 - ДПМ11ДПМ52)
- фланцевые на лапах, с горизонтальным валом, с пристроенным дисковым тормозом (форма исполнения IM2001, IM2003 - ДПМ11ДПМ52)
- фланцевые без лап, с горизонтальным валом, с пристроенным дисковым тормозом (форма исполнения IM3001 - ДПМ11ДПМ22; IM3003 - ДПМ52)
- фланцевые без лап, с вертикальным валом, расположение фланца снизу или сверху, одним или двумя концами вала (форма IM3011, IM3031, IM3012, IM3032 - ДПМ11ДПМ32; IM3013, IM3033 - ДПМ41; IM3014,IM3034 - ДПМ41ДПМ52)
- фланцевые без лап, с вертикальным валом, расположение фланца снизу, с пристроенным сверху дисковым тормозом (форма IM3011, IM3031 - ДПМ11ДПМ22)
По номинальному напряжению 220 В:
- все двигатели тихоходного и быстроходного исполнения
По номинальному напряжению 110 В:
- 2 типа тихоходного исполнения: ДПМ21, ДПМ31
- 2 типа быстроходного исполнения: ДПМ11, ДПМ12
Технические данные
• Основные технические данные двигателей серии ДПМ на напряжение 110 и 220 В приведены в таблице 3.1.1; размеры двигателей показаны на рис.3.1.1.
• Номинальным режимом работы двигателей является повторно-кратковременный режим ПВ=25%.
• Кратность тока перегрузки при номинальном напряжении равна:
- 3 - для двигателей смешанного возбуждения и параллельного возбуждения со стабилизирующей обмоткой;
- 2,7 - для двигателей параллельного возбуждения.
• Регулирование частоты двигателей - см. раздел 1.1 для соответствующих двигателей серии Д на напряжение 220 В.
• Допустимый уровень шума по 1 или 2 классу, допустимая вибрация для ДПМ11 - ДПМ32 - 2,8 мм/с, для ДПМ41 - ДПМ52 - 4,5 или 3,5мм/с, при номинальной частоте вращения.
Рис. 3.1.1. Размеры и конструктивные исполнения двигателей ДПМ11 - ДПМ52
I - исполнение с тормозом; IV - исполнение с одним концом вала; V - исполнение с двумя концами вала; VI - исполнение с фланцами;
1 - болт заземления оболочки кабеля; 2 - конусность 1:10; 3 - болт заземления электродвигателя
Электродвигатели изготавливаются с коробкой выводов на левой или правой стороне станины, если смотреть со
стороны, противоположной коллектору, а также с коробкой выводов наверху станины, с сальниками на левой или
правой стороне коробки.
Количество щеткодержателей на палец:
1 - для электродвигателей 1-3 габаритов и 2 - для электродвигателей 4 и 5 габаритов.
РАЗМЕРЫ И МАССА ДВИГАТЕЛЕЙ ДПМ
Тип двигателя | Размеры, мм | Кол-во отверстий, п | |||||||||||||
b1 | b10 | b11 | b12 | b31 | b32 | b33 | d1 | d5 | d6 | d10 | d30 | d33 | d36 | ||
ДПМ-11 | 8 | 280 | 330 | 70 | 235 | 190 | 182 | 28 | - | 18 | 19 | 305 | 16 | - | 6 |
ДПМ-12 | 191 | ||||||||||||||
ДПМ-21 | 10 | 300 | 350 | 80 | 275 | 225 | 219 | 35 | - | 18 | 361 | - | 8 | ||
ДПМ-22 | 230 | 22 | |||||||||||||
ДПМ-31 | 14 | 390 | 460 | 90 | 316 | 254 | 266 | 50 | - | 25 | 432 | ||||
ДПМ-32 | |||||||||||||||
ДПМ-41 | 16 | 430 | 530 | 100 | 375 | 283 | 290 | 65 | М42х 3-6g | 22 | 30 | 490 | 28 | ||
ДПМ-42 | 295 | ||||||||||||||
ДПМ-52 | 20 | 560 | 560 | 110 | 409 | 316 | 325 | 75 | M48x 3-8g | 26 | 40 | 550 |
Тип двигателя | Размеры, мм | ||||||||||||||||
D3 | D4 | h | h1 | h6 | h10 | h30 | h31 | h34 | L | L1 | L3 | L5 | L10 | L11 | L12 | L13 | |
ДПМ-11 | 245 | 340 | 160 | 7 | 8 | 17 | 315 | 395 | 44 | 522 | 60 | - | - | 170 | 230 | 60 | 91 |
ДПМ-12 | 42 | 572 | 220 | 280 | |||||||||||||
ДПМ-21 | 300 | 405 | 180 | 8 | 20 | 365 | 455 | 62 | 676 | 80 | - | - | 194 | 244 | 130 | ||
ДПМ-22 | 59 | 721 | 239 | 289 | |||||||||||||
ДПМ-31 | 365 | 475 | 225 | 9 | 24 | 445 | - | 104 | 763 | 110 | - | - | 250 | 310 | 75 | 168 | |
ДПМ-32 | 833 | 320 | 380 | ||||||||||||||
ДПМ-41 | 415 | 540 | 250 | 10 | 10 | 28 | 500 | 119 | 956 | 140 | 105 | 35 | 299 | 379 | 90 | 202 | |
ДПМ-42 | 106 | 1041 | 384 | 464 | |||||||||||||
ДПМ-52 | 570 | 600 | 280 | 12 | 12 | 32 | 560 | 136 | 1117 | 430 | 510 | 252,5 |
Тип двигателя | Размеры, мм | Конец вала | Распо-ложение сальни-ков | Масса двигателя, кг | |||||||||
L15 | L30 | L31 | L34 | L36 | с тормозом | без тормоза | |||||||
без фланца | с фланцем | без фланца | с фланцем | ||||||||||
на лапах | без лап | на лапах | без лап | ||||||||||
ДПМ-11 | 594 | 660 | 15 | 200 | 225 | цилиндр-ический | II | 158 | 160 | 153 | 118 | 120 | 120 |
ДПМ-12 | 644 | 710 | 225 | 264 | III | 180 | 185 | 180 | 135 | 142 | 135 | ||
ДПМ-21 | 774 | 830 | 170,5 | 267,5 | 250 | 255 | 250 | 205 | 210 | 205 | |||
ДПМ-22 | 819 | 875 | 290 | 335 | I | 285 | 290 | 285 | 235 | 240 | 235 | ||
ДПМ-31 | 895,5 | 940 | 173 | 298 | 415 | 425 | - | 325 | 335 | 315 | |||
ДПМ-32 | 966 | 1010 | 333 | кони-ческий | 465 | 480 | - | 380 | 390 | 380 | |||
ДПМ-41 | 1120 | 1900 | 209 | 358,5 | 376 | 720 | 735 | - | 560 | 580 | 660 | ||
ДПМ-42 | 1205 | 1280 | 401 | 497 | 820 | 845 | - | 655 | 680 | - | |||
ДПМ-52 | 1284 | 1350 | 214,5 | 429,5 | 1130 | 1165 | 1155 | 920 | - | 1125 |
Размеры двигателей ДПМ12 - ДПМ41 без тормозов унифицированы с размерами соответствующих двигателей Д12 - Д41, имеющих клеммные коробки (см. раздел 1.1, рис. 1.1.2 - 1.1.4, 1.1.7). Зависимости, показанные на рис. 1.1.1, могут быть использованы как справочные для ДПМ12 - ДПМ41.
ТАБЛИЦА 3.1.1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ ДПМ
по частоте вращения | Тип двигателя | Возбуждение смешанное | Возбуждение параллельное со стабилизирующей обмоткой или параллельное | Момент инерции, кг*м2 |
Макси- мальная частота вращения, об/мин |
||||||||||||
ПВ=25% | Режим 60 мин | ПВ=25% | Режим 60 мин | ||||||||||||||
Мощ-ность, кВт |
Ток, А | Частота вращения, об/мин |
Мощ-ность, кВт |
Ток, А | Частота вращения, об/мин |
Мощ-ность, кВт |
Ток, А |
Частота вращения со стабили- зирующей обмоткой, об/мин |
Частота вращения без стабили- зирующей обмотки, об/мин |
Мощность, кВт | Ток, А |
Частота вращения со стабили- зирующей обмоткой, об/мин |
Частота вращения без стабили- зирующей обмотки, об/мин |
||||
Напряжение 220 В | |||||||||||||||||
Быстроходное | ДПМ 11 | 2,8 | 16 | 1700 | 2,5 | 14,5 | 1720 | 2,8 | 16 | 1750 | 1800 | 2,5 | 14,5 | 1740 | 1790 | 0,04 | 3300 |
ДПМ 12 | 3,8 | 21,5 | 1450 | 3,4 | 19,5 | 1460 | 3,8 | 21 | 1480 | 1550 | 3,4 | 19,5 | 1450 | 1520 | 0,05 | 3300 | |
ДПМ 21 | 5,5 | 31,5 | 1470 | 5,5 | 31,5 | 1450 | 5,5 | 31 | 1420 | 1460 | 5,5 | 31 | 1400 | 1440 | 0,13 | 3200 | |
ДПМ 22 | 8 | 45 | 1400 | 8 | 45 | 1390 | 8 | 44 | 1490 | 1550 | 8 | 44 | 1450 | 1510 | 0,13 | 3000 | |
ДПМ 31 | 12 | 65 | 1310 | 11,5 | 62 | 1290 | 12 | 64 | 1350 | 1410 | 11,5 | 62 | 1325 | 1375 | 0,3 | 2600 | |
ДПМ 32 | 16 | 85 | 1140 | 18 | 95 | 1100 | 16 | 84 | 1180 | 1230 | 18 | 95 | 1140 | 1190 | 0,43 | 2300 | |
ДПМ 41 | 23 | 120 | 1120 | 25 | 130 | 1090 | 22 | 114 | 1100 | 1160 | 25 | 130 | 1050 | 1100 | 0,8 | 2200 | |
ДПМ 42 | 32 | 165 | 1000 | 35 | 182 | 970 | 29 | 150 | 1020 | 1040 | 35 | 182 | 960 | 980 | 1,05 | 2100 | |
ДПМ 52 | 42 | 214 | 970 | 49 | 250 | 900 | 38 | 193 | 980 | 1020 | 49 | 250 | 930 | 970 | 1,88 | 2100 | |
Тихоходное | ДПМ 11 | 2 | 12,5 | 1170 | 1,8 | 11 | 1200 | 2 | 12 | 1160 | 1200 | 1,8 | 11 | 1160 | 1190 | 0,04 | 3300 |
ДПМ 12 | 3 | 17,5 | 1160 | 2,6 | 15,5 | 1175 | 3 | 17,5 | 1150 | 1200 | 2,6 | 15,5 | 1140 | 1180 | 0,05 | 3300 | |
ДПМ 21 | 4,5 | 27 | 1080 | 4,3 | 26 | 1060 | 4,5 | 26 | 1020 | 1050 | 4,5 | 26 | 1000 | 1030 | 0,13 | 3200 | |
ДПМ 22 | 6 | 34 | 1050 | 6 | 34 | 1050 | 6 | 33 | 1090 | 1130 | 6 | 33 | 1070 | 1100 | 0,13 | 3000 | |
ДПМ 31 | 8,5 | 48 | 860 | 7,8 | 42 | 870 | 8,5 | 47 | 860 | 900 | 7,8 | 43 | 850 | 870 | 0,3 | 2600 | |
ДПМ 32 | 12 | 66 | 800 | 11 | 60 | 800 | 12 | 65 | 760 | 790 | 11 | 60 | 740 | 770 | 0,43 | 2300 | |
ДПМ 41 | 16 | 87 | 720 | 17 | 92 | 700 | 16 | 85 | 690 | 710 | 17 | 92 | 660 | 680 | 0,8 | 2200 | |
ДПМ 42 | 21 | 112 | 675 | 24 | 130 | 640 | 21 | 110 | 640 | 660 | 24 | 130 | 605 | 625 | 1,05 | 2100 | |
ДПМ 52 | 32 | 165 | 760 | 35 | 180 | 730 | 32 | 164 | 730 | 760 | 35 | 180 | 700 | 725 | 1,88 | 2100 | |
Напряжение 110 В | |||||||||||||||||
Быстроходное | ДПМ 11 | 2,7 | 31 | 1700 | 2,5 | 29 | 1720 | 2,7 | 31 | 1720 | 1800 | 2,5 | 29 | 1700 | 1760 | 0,04 | 3300 |
ДПМ 12 | 3,6 | 42 | 1430 | 3,3 | 38 | 1450 | 3,6 | 41 | 1450 | 1520 | 3,3 | 38 | 1430 | 1490 | 0,05 | 3300 | |
ДПМ 21 | 5,5 | 63 | 1450 | 5,5 | 68 | 1430 | 5,5 | 62 | 1400 | 1450 | 5,5 | 62 | 1370 | 1420 | 0,13 | 3200 | |
ДПМ 31 | 12 | 131 | 1300 | 11,2 | 122 | 1280 | 12 | 130 | 1270 | 1330 | 11,2 | 122 | 1250 | 1300 | 0,3 | 2600 |
Особенности конструкции
• Двигатели со станиной на лапах допускают крепление к вертикальной стене с сохранением горизонтального положения вала.
• Двигатели с пристроенным дисковым тормозом выполняются с одним свободным концом вала и клеммной коробкой выводов с левой стороны (со стороны, противоположной коллектору). По требованию заказчика двигатели ДПМ11 - ДПМ52 изготавливаются: с двумя свободными концами вала, с клеммной коробкой, расположенной с правой стороны или сверху (при расположении коробки выводов сверху в заказе должно быть указано расположение сальников справа или слева).
• Выводы обмоток размещены в клеммной коробке выводов, которая закрыта крышкой с резиновыми уплотнениями. Ввод кабеля из внешней сети осуществляется через сальники с резиновыми втулками, расположенными в коробке выводов. Винт для заземления металлической оболочки кабеля расположен в непосредственной близости от сальников двигателя.
• Для ухода за коллектором и смены щеток на двигателе имеется по одному люку с каждой боковой стороны станины. Коллекторные люки закрыты крышками с уплотнениями.
• В станине имеется отверстие, закрытое пробкой, для слива влаги. Болт заземления станины расположен на одной из лап двигателя.
• Двигатели соединяются с механизмами посредством муфт или зубчатых передач.
• Выводы катушки тормоза типа ТДП расположены в клеммной коробке двигателя.